Вас будет перенаправлено автоматически через 10 секунд Отменить переход и закрыть окно
сделать стартовой    добавить в избранное
Журнал для тех,
кому пофиг любой кризис!
 
   Новости       Обзоры       Фотогалереи       Консультация       Форум   
   Бизнес и Карьера       Вокруг света       Автомобили       Стиль       Секс       Развлечения       Звезды       Hi-Tech       Киномана       Здоровье   
  На главную - Статьи - Киномана - «Большая перемена» - 35 лет спустя
Все статьи в разделе Киномана   добавить в избранное   версия для печати   обсудить на форуме
«Большая перемена» - 35 лет спустя

«Большая перемена» - 35 лет спустя

35 ЛЕТ назад началась работа над съёмками телефильма «Большая перемена». Правда, картина сначала называлась иначе… Играть должны были другие актёры… И финал был совсем не таким…

Урок первый

НА САМОМ деле истории про школьного учителя Нестора Петровича не 35 лет, а почти полвека. Её придумал писатель Георгий Садовников и изложил в 50-х годах прошлого столетия в своей повести «Иду к людям».

«Я год работал учителем истории в школе рабочей молодёжи в Краснодаре. Это произвело на меня столь сильное впечатление, что не написать об этом я просто не мог, — рассказывает Георгий Михайлович. — Режиссёр фильма Алексей Коренев решил, что повесть автобиографична, и на роль Нестора Петровича пробовал актёров, внешне похожих на меня, — Андрея Мягкова и Михаила Кононова (последнего и утвердили). Но книга не про меня! Я не поступал в аспирантуру и не сох по некой Полине. А взял лишь некоторые сюжеты из жизни. У меня в классе был ученик, смахивающий на Ганжу. Был прототип Нелли Леднёвой, которую сыграла Светлана Крючкова. Крупная девушка, работавшая на стройке бетонщицей, влюбилась в меня и всё время норовила проводить вечером до дома: «Вам одному будет страшно».

Фамилии героев родились сами собой. Любителя танцев Ляпишева (Виктор Проскурин) я наградил фамилией секретаря райкома комсомола в Краснодаре. Директор краевого драмтеатра «подарил» свою фамилию Петрыкину (Ролан Быков). У меня был короткий роман с девушкой, которая потом собралась выйти замуж за парня по фамилии Коровянский и спросила у меня: «А что, если я стану Коровянской?» Фамилия показалась мне смешной, и я дал её подруге героя Савелия Крамарова».

Георгий Садовников и режиссёр Алексей Коренев вместе написали сценарий фильма и назвали его «Приключения школьного учителя».

«Что тут началось! — вспоминает Садовников. — В «Вечёрке» в рубрике «Хроника «Мосфильма» появилось малюсенькое сообщение о начале съёмок картины. И уже на следующий день в Министерство образования пришло 400 писем от возмущённых учителей. «Не надо издеваться над учительством! Педагогика и приключения — вещи не совместные!» Мы даже перепугались, когда министерство потребовало сценарий: а вдруг запретят? Но там оказались люди с чувством юмора. И заставили нас лишь поменять название, чтобы не обижать учителей.

Я, режиссёр, оператор Анатолий Мукасей и ещё пара человек из съёмочной группы поехали отметить радостное событие в ресторан Дома литераторов. «За лучшее название ставлю бутылку коньяка!» — предложил я. Толя Мукасей тут же сказал: «Большая перемена». И честно заработал свой коньяк».

Перемена

Помимо «Большой перемены» режиссёр Алексей Коренев снял такие замечательные фильмы, как «Вас вызывает Таймыр», «Ловушка для одинокого мужчины» и «По семейным обстоятельствам», где Ролан Быков сыграл врача-логопеда с улицы «Ойкого».

«Но в начале карьеры у Алексея были большие идеологические неприятности, — рассказывает Садовников. — В 1957 году он снял фильм «Черноморочка», который обругали даже в «Правде». Ему потом долго не давали снимать самостоятельно, и он работал вторым режиссёром у Эльдара Рязанова. Поэтому в «Большой перемене» Алексей решил подстраховаться. И вписал в фильм абсолютно инородный эпизод: Нестор Петрович говорит подопечным о необходимости рабочему человеку учиться. А текст монолога содрал из… доклада Брежнева. Я потом любил подшутить: «Лёш, а ты не боишься, что Брежнев подаст на тебя в суд за плагиат?»

Урок второй

КОГДА начинаешь копаться в истории создания фильма, понимаешь: а ведь он мог быть совсем другим! «Большая перемена» не исключение. Если бы не ряд обстоятельств и его величество случай, картина могла иметь не только другое название, но и других героев.

Нестором Петровичем мог стать Андрей Мягков. Но, говорят, актёр поставил условие, что в фильме будет сниматься только вместе с супругой. Выбрали Михаила Кононова.

Роль Ганжи «примеривали» на себя Станислав Садальский, Александр Филиппенко и Юрий Векслер. Последний отказался сниматься и попросил свою супругу отвезти сценарий на киностудию. В дверях она столкнулась с режиссёром Алексеем Кореневым, который тут же обратил внимание на девушку. «А что вы делаете сегодня вечером?» — спросил он. «А в чём дело?» — «Приходите на репетицию». Это была студентка Школы-студии МХАТ Светлана Крючкова.

Вечером на репетиции она пробовалась на роль жены Ганжи — учительницы литературы Светланы Афанасьевны. «Ганжа тащит вас в комнату, а вы сопротивляетесь», — поставил задачу режиссёр. Крючкова сопротивлялась, сопротивлялась и… укусила Ганжу — Збруева за палец. Придя домой, Светлана расстроилась: «Не возьмут». Но на следующий день ей позвонили и сказали: «Вас утвердили — только на роль Нелли Леднёвой».

Телефильм показывали как раз в то время, когда Крючкова заканчивала Школу-студию МХАТ. На выпускном Олег Павлович Табаков при всех произнёс: «Мы вас вчера по телевизору видели, вы нам очень понравились». И выпускницу пригласили сразу во все московские театры благодаря «Большой перемене».

 А женой Ганжи (кстати, в повести Садовникова учительница и ученик не были женаты) стала молодая актриса Театра им. Моссовета Наталья Богунова.

Поскольку Светлана Крючкова, Наталья Богунова и Наталья Гвоздикова, выбранная режиссёром на роль Полины, были блондинками, последней предложили надеть чёрный парик. «Это был роскошный японский парик, который где-то раздобыл наш костюмер, — вспоминает Наталья Гвоздикова. — Но надевали его в самый последний момент перед съёмкой. Постоянно ходить в парике, под которым прятали мои длиннющие волосы, было невыносимо. Снимали в очень жарких павильонах или на пляже, где Полина катается на водных лыжах (кстати, актриса сама гоняла на лыжах, не пользуясь услугами дублёра. — Авт.)».

Из-за чёрного парика поклонники не сразу определили в Полине Наталью Гвоздикову. После выхода на экран «Большой перемены» один мужчина аж из Сибири приехал свататься к Полине. И был немало удивлён, что его «любимая» на самом деле светленькая.

«С Юрой Кузьменковым (он играл влюблённого в Полину Федоскина) мы работали вместе ещё в двух картинах, — рассказывает актриса. — И в них мои героини тоже предпочитают ему других кавалеров. Юра потом шутил: «Ну смотри, Наталья! Если мы с тобой ещё раз встретимся на экране и ты опять мне откажешь, я за себя не ручаюсь…»

Перемена

ЭЛЬДАР Рязанов всегда появляется в маленьких эпизодах своих картин. Алексей Коренев себя не снимал, зато просил поучаствовать в массовках знакомых. Поэтому 9 «А» класс в «Большой перемене» (за исключением главных героев) — это близкие друзья режиссёра.
 

Девушку с ребёнком сыграла старшая дочь Коренева Маша, которая в то время уже закончила Полиграфический институт и работала художником-графиком (сейчас она живёт в Америке).

У Маши в фильме есть эпизод, в котором она отвечает урок по истории. Чтобы достичь естественности, отец-режиссёр не предупредил дочь о том, какой вопрос ей задаст Нестор Петрович. И Маше пришлось говорить то, что знала…

Урок третий

Конечно, Коренев хотел снимать и свою младшую дочь Лену, которая собиралась стать актрисой (она играла в его предыдущей картине, а спустя 10 лет прославилась как Людочка из «Покровских ворот»). «Папа пробовал меня на роль Люськи — ветреной подружки танцора Генки Ляпишева, — говорит Елена Коренева. — Но я решила, что не должна сниматься. Во-первых, думала, что не комедийная актриса. Во-вторых, объект моей любви ревновал к съёмкам и некоторым партнёрам. Папе я не говорила об этом. Рассказала о причинах отказа маме, и она меня поддержала. Сейчас я понимаю, какой это был идиотизм с моей стороны. Надо было пойти навстречу папе и не обижать его».

На роль Люськи пробовалась и актриса Нина Маслова. «Я репетировала с Валерой Носиком, который сначала собирался играть Ляпишева, а потом стал Фукиным, — рассказывает актриса. — Но, посмотрев кинопробы, Коренев сказал: «Я хочу предложить тебе сыграть Коровянскую. Обещаю — вашу пару с Крамаровым не забудут». Кстати, могу похвастаться. Это я на съёмках придумала наш диалог с Савелием: «Что ты мне глазки строишь?» — «А что, я тебе кооператив должен строить?»

Красавицу блондинку Люську, в конце концов, сыграла Ирина Азер. Актриса рассказывает: «Помните сцену, когда Люська ждёт Ляпишева на танцах, а его увёл на лекцию Петрыкин — Быков? Появился кавалер поздно вечером и весь мокрый, потому что бежал по пояс в воде. Витя Проскурин страшно замёрз на съёмке, и, чтобы согрелся, ему налили водки. По-моему, он первый раз в жизни её тогда попробовал. Захмелел и пошёл искупнуться… Все его ищут, а Вити нет… Возвращается раненый. Оказывается, напоролся в пруду на стекло и порезал ногу.
 

Ногу забинтовали и опять начали снимать. «Витя, я тебя прошу, не надо меня целовать. Камеры стоят так, что ничего не видно. Просто обнимемся, — говорю я хмельному Проскурину. — А он возьми да и поцелуй меня с пьяных глаз по-настоящему. Еле отцепилась. Кажется, именно этот дубль и вошёл в картину. А другая сцена вообще получилась у меня случайно. Иду я обиженная от Ляпишева в своих белых туфельках, камера работает, и вдруг отваливается каблук. Хорошо, не растерялась. Сняла вторую туфлю, выбросила её и пошла босиком в гордом одиночестве. Не знаю, почему каблук отвалился, туфли были новые».

Модно одетые героини «Большой перемены» стали примером для советских дам. Зрительницы потом приходили в ателье и просили сшить такой же костюмчик, как у Нелли Леднёвой, или такое же платье, как у жены Ганжи.

Наряды эти придумала известный на «Мосфильме» художник по костюмам Шели Быховская. А вот мужчин по сценарию ей пришлось одеть в робу. Все актёры спокойно щеголяли по заводу в рабочей одежде, и только Александр Збруев категорически отказался надевать робу. «Не буду!» — и всё тут. Режиссёр сначала негодовал: «Человек не может работать на заводе в замшевой куртке!» — а потом согласился: стильная курточка придала образу хулигана Ганжи особый шик.

Кстати, внимательный зритель не мог не заметить киноляп, связанный с Ганжой. Помните, он ошпарил на заводе руку? На экране повреждена правая рука. Приходит в медчасть — забинтовывают левую. Сидит Ганжа на лавочке в ожидании жены: в бинте опять правая рука. Заходят домой — левая…

«Что за путаница?» — спрашиваю у сценариста. «Ох, — вздохнул Георгий Садовников, — мы заметили этот прокол на монтаже, но было уже слишком поздно. Чтобы переснять этот эпизод, пришлось бы снова ехать на шинный завод в Ярославль, где снимали ожог Ганжи. Декорации медсанчасти и квартиры были разобраны… Оставили так, как есть.

Я потом заметил ещё несколько ляпов. К Нестору Петровичу подходит учительница физкультуры. Но в вечерних школах не было физкультуры! И учительскую почему-то назвали «учебной частью». А мой друг обратил внимание, что вместо пива Леонов и Збруев пьют квас. Ну не было в тот момент в Ярославле пива! К счастью, все эти киноляпы не повлияли на отношение зрителей к картине».

Перемена

АКТЁРЫ в один голос говорят о том, что «Большая перемена» получилась светлой и доброй, потому что на площадке царила дружеская обстановка. Евгений Леонов хлопал по попе (согласно сценарию!) Светлану Крючкову, она в ответ весело колошматила «отца». Заслуженный Евгений Павлович так развеселился, что сам предложил, чтобы его герой забрался в школу через окно — «молодость вспомнил».

Прямо на съёмках в Ярославле придумали эпизод спасения Петрыкиным Нестора Петровича. А Михаил Кононов на самом деле не умел плавать. Но всё же прыгнул в Волгу и… начал тонуть. Так что Ролану Быкову по-настоящему пришлось спасать своего коллегу.

Урок четвертый

«КОМПАНИЯ у нас собралась потрясающая, — вспоминает Нина Маслова. — Все молодые, весёлые. Хоть и жили в номере жуткой гостиницы Ярославля с колоссальным количеством тараканов, всё равно было хорошо. Помню, отмечали 9 Мая. А зарплату нам почему-то не успели заплатить. Походили по комнатам, пособирали с каждого буквально по копейке, но стол накрыли».

«Поскольку группа собралась молодёжная, случались и влюблённости, — рассказывает Наталья Гвоздикова. — Помню, в какой-то газете потом написали: «Евгений Жариков отбил Гвоздикову у Савелия Крамарова». Но, во-первых, я тогда ещё не была знакома с Жариковым. А Савелий… Не буду отрицать: он несколько раз подвозил меня домой и спрашивал: «Как вы считаете, такая девушка, как вы, может выйти за меня замуж?» Но Крамаров в принципе очень любил женщин. Думаю, помимо меня параллельно у него были и другие симпатии…»

У режиссёра и съёмочной группы не сложились отношения только с исполнителем главной роли Михаилом Кононовым. «Моя сестра рассказывала, что Миша вёл себя на площадке, как актёр, который категорически не доверяет режиссёру, — говорит Елена Коренева. — Сидел в сторонке, демонстративно читал журнал и всем своим видом подчёркивал, что он случайно попал в фильм».

 

«У Кононова был такой актёрский приём. Чтобы «разогреть» себя, ему надо было с кем-то поругаться, — вспоминает Георгий Садовников. — Помню, однажды он сильно обидел жену Ганжи — Наташу Богунову. Пришлось потом её долго успокаивать и утирать слёзы. Но в целом нервных моментов было немного. Съёмки проходили весело».

Перемена

К СОЖАЛЕНИЮ, до 35-летия фильма не дожили многие участники «Большой перемены». Нет Петрыкина — Ролана Быкова, его жены Вали — Люси Овчинниковой, уборщицы тёти Глаши — Валентины Сперантовой, Фукина — Валерия Носика, Тимохина — Савелия Крамарова, Леднёва — Евгения Леонова, профессора Волосюка — Михаила Яншина, милиционера — Ивана Рыжова и фотографа — Владимира Басова.

Не стало режиссёра Алексея Коренева и композитора Эдуарда Колмановского, написавшего такую трогательную музыку на слова Михаила Танича: «Мы выбираем, нас выбирают, как это часто не совпадает…»

Урок пятый

ТЕЛЕФИЛЬМ был снят по сегодняшним меркам за смешные деньги — 400 тысяч рублей. Школы рабочей молодёжи остались в далёком советском прошлом. А «Большую перемену» по-прежнему смотрят.

Кстати, сначала планировалось, что это будет 2-серийная картина. Потом работа закипела, руководству студии «Телефильм» материал понравился, и было решено сделать 4 серии. Только сегодня, впервые за 35 лет (!), сценарист признался «Суперзвёздам», что в фильме могло быть пять серий.

«Время и деньги, выделенные на съёмки, закончились, поэтому мы не стали затевать 5-ю серию. Сейчас жаль, — говорит Георгий Садовников. — Потому что в фильм не вошёл один очень смешной эпизод. Картина заканчивается балом. Но он возник как-то искусственно. По сценарию танцы должны были следовать после спектакля, который решила поставить жена Ганжи. И привлекла к репетициям Нестора Петровича. Играли «Евгения Онегина», а главную роль взял на себя Тимохин — Крамаров. Оказалось, что в местном драмтеатре у него работает тётка, которая может помочь с костюмами, но при условии: Татьяну должна играть его возлюбленная Коровянская.

У Коровянской, конечно же, ничего не получалось, и за 15 минут до начала представления она сбежала. Жена Ганжи заменить не смогла — она сорвала голос на репетициях. И последней надеждой оказался Нестор Петрович, который единственный знал текст наизусть. Нестора загримировали… Он стал похож на старую графиню из «Пиковой дамы» и в таком виде появился перед Крамаровым. А тот ничего не подозревал… В общем, должно было быть смешно…»


КРЫЛАТЫЕ СЛОВА ИЗ ФИЛЬМА:

— Что же такое получается! Ходишь-ходишь в школу, а потом — бац! — вторая смена. (Ляпишев)

— Публично чулки не поправлять, юбки не задирать, новыми комбинациями не хвастаться. Всё должно быть шарман, чёрт подери! (В учительской)

— У всех отцы как отцы, а ты, как мальчик, всё в школу бегаешь. (Нелли Леднёва)

 

— Я наблюдал за вами 7 дней и пришёл к выводу, что вы меня достойны. (Нестор Петрович)

— Я тоже человек! Я целоваться хочу! (Ляпишев)

— Ходють тут всякие, ходють… (Тётя Глаша)

— Внимание! Аттракцион невиданной жадности! (Ганжа)

— Внимание! Аттракцион невиданной щедрости! (Тимохин)


Автор: Татьяна БОГДАНОВА
Источник: http://www.aif.ru
Коментарии пользователей
Имя:
E-mail:
Текст:
Код:
Ирина
Фильм изумительный: там каждая фраза - крылатая. Жаль, что здесь приведено очень мало.
Ольга
Настолько влюблена в этот фильм, что купила кассету и просматриваю ее, когда хочется отдохнуть от повседней суеты. Знаю наизусть все эпизоды, фразы, но всегда смотрю фильм как в первый раз.
Виктор
Славный был фильм! Таким и остался!
И актеры превосходные! Ведь были люди в наше время, богатыри!
Никогда не пропускаем повторных показов.
Слава всем актерам и режиссеру и оператору и всем, кто причестен к его созданию.
А Миша Кононов просто прелесть!
Леля
Фильм светлый, добрый и очень мною любимый!
Андрей
Фильм бесподобный, смотреть можно бесконечно и приятное чувство ностальгии по тому наивному и доброму времени, пускай и в большей степени придуманному. И замечательная плеяда актеров. Огромное спасибо всем, кто подарил нам этот фильм.
Elena
lubimiy film, smotru vsegda, v nem vse dlya dushi
tatjana
шедевр!!!
elenka
Очень интересный фильм. Я его уже даже и не помню сколько раз смотрела, а все равно интересно.
Денис
-Всё путём! (Леднёв)
Шикарная песня на слова Михаила Танича:
"Мы вибираем, нас выбирают......"
galina
Eto klassika! Potryasauzhii film! Kazhdui raz smotrui i plachu - vspominau molodost'. Etot film odin iz moih libimuh. Takih bol'zhe net, kak i artistov. Spasibo!!!
Мария
Очень хороший и приятный фильм! Такие фильмы всегда смотришь с удовольствием! Все очень точно подмечено!
Света
Прочитала статью, вспомнила фильм и настроение поднялось. Жалко только, что многих актеров уже с нами нет
Yuliya
Zhal, chto bolshe takih ne snimayut. Mozhno smelo skazat - eto uzhe klassika i shedevr otechestvennoy kinematografii.
nikolya
Замечательный фильм! Я его помню с первых показов еще в СССР,я был еще подростком.


Обнаженные звезды
Анжелина Джоли Анна Седокова Меседа Багаудинова Моника Белуччи
Елена Корикова Анна Семенович Памела Андерсен Кармен Электра
Светлана Лобода ВиаГра Дженифер Анистон Fergie
Форум про секс - форум для взрослых людей
Обнаженные звезды - лучшие фотогалереи звезд
Раздетые красотки - самые красивые и обнаженные
Последние новости
Тенденции мужской летней моды 2019
26.06.2019
Die Antwoord в Киеве!
02.05.2019
Лучшие бомбардиры английской Премьер лиги
11.12.2018
Лучшие места для рыбалки в Украине
29.11.2018
Ювелирные брелки — больше, чем просто аксессуар
02.04.2018
Рассылка новостей
Имя    
Почта    
Соц. опрос
Какая у тебя должность?
Арматура Киев продажа
 
   
bigmir)net TOP 100
© 2002 - 2017 Мужской Сетевой Журнал Men's Cult. Все права защищены.
© 2002 - 2017 Cделано в студии mc design. Все права защищены.
Перепечатка материалов приветствуется с ссылкой на MEN'S CULT - Мужской Сетевой Журнал.